Мы живем в информационную эпоху, когда количество данных вокруг нас растет экспоненциальными темпами, за которыми наш мозг просто не может поспеть.  Правильно выстроенная система отношений с информацией позволяет не только повысить эффективность ее потребления, но и повлиять на качество жизни, учитывая какую существенную роль информация играет в наших повседневных делах.  Для этого нужно разобраться как устроено наше взаимодействие с информацией и что можно/нужно изменить.

Любая работа с информацией состоит из цикла взаимосвязанных этапов:

Назовем этот цикл «Цикл работы с информацией».  Сначала у человека возникает какая-то потребность или задача, которую ему нужно удовлетворить или решить (Этап 1 «Постановка задачи»).  Чтобы эту задачу решить, нужно выбрать информационный источник, который должен в этом помочь (Этап 2 «Выбор источника»).  Определившись с источником, начинается непосредственно потребление информации (Этап 3 «Потребление информации»).  Ознакомившись с информацией, мы осознанно или неосознанно делаем паузу, чтобы осмыслить полученные знания (Этап 4 «Осмысление») и начать использовать (Этап 5 «Внедрение»), после чего у нас возникает новая потребность/задача и мы возвращаемся к началу цикла.

Рассмотрим каждый из этих элементов цикла по отдельности и начнем с самого первого этапа — постановки задачи.

Этап 1. Постановка задачи
Первый шаг, который обязательно нужно сделать перед тем, как приступаешь к чтению/просмотру/прослушиванию чего-либо, это понять и определить почему ты решил потребить эту информацию — в чем твоя конкретная задача.

Начинать что-то, представляя конечную цель — это отличное универсальное правило не только для работы с данными, но и для любого действия вообще.  Оно помогает не только избежать траты времени и повысить эффективность, но и включить фокус и осознанность происходящего и вашей роли в этом процессе.

Информация можно потреблять по разным причинам: получение прикладных знаний и навыков (бизнес-книги, видеоуроки), попытка разобраться как устроен мир (философия, научные работы), получение эстетического удовольствия (произведения искусства: литература и кино) или просто убить занять время (социальные сети).  Важно не только осознавать конкретную цель перед началом потребления контента, но и критически оценить нужна ли эта информация в принципе.  Постановка этих вопросов и честный ответ на них позволит избежать ловушки потребления контента, когда мы потребляем информацию ради самого процесса потребления, о которой напишу подробнее в одном из следующих постов.