Охватившая нас пандемия и самоизоляция внезапно позволили найти много свободного времени, проводимого наедине с собой. Времени, часть которого тратишь на размышления, некоторые из которых записываешь на бумаге и жестком диске своего компьютера. И в какой-то момент появилась мысль: а почему бы не вернуться к старому доброму и забытому делу — причесыванию этих размышлений в удобоваримый (читабельный) вид и выкладыванию в сеть. Выкладыванию с очень простой идеей — помочь себе разобраться в потоке самых разных мыслей с приятным бонусом в виде возможности эти мысли обсудить и поделиться чем-то с миром.

Помимо увеличившегося времени, проводимого наедине с собой, в эти дни мы все больше времени проводим вместе с книгами/фильмами/сериалами/ютубом/список можно продолжать.  Но потребление информации в режиме нон-стоп — это не симптом коронавируса, а будничные реалии нашей высокотехнологичной жизни.  Пандемия же дала возможность сделать паузу и задуматься о наших отношениях с информацией.

Немного данных:

Согласно исследованию, проведенному в UC San Diego, в 2008 г. в среднем мозг жителя США в день обрабатывал 34 гигабайта контента и 100,000 слов (для сравнения, в «Войне и Мир» 460,000 слов). 

Согласно другому исследованию, проведенному в USC, с 1986 по 2007 гг. средний объем информации, которую передают друг другу жители США, увеличился в 5 раз и в 2007 г. был равен объему шести газет.  При этом в 2007 г. в день средним американцев потреблялось количество информации, эквивалентное 174 газетам. 

В 2019 г. житель США в среднем проводил в день 3-4 часа у экрана своего телефона и экрана своего телевизора.  При этом подростки проводят в телефоне практически 7 с половиной часов каждый день (не считая времени, в течение которого они используют телефон для школьных занятий и домашних заданий).

У Racounter есть хорошая инфографика о количестве данных, создаваемых ежедневно. 

С точки зрения биологии и эволюции несколько десятилетий — это мгновение и мозгу, несмотря на всю его пластичность, невероятно сложно перестроиться в такой режим работы.  При этом такого объема данных мозг не может переварить физически — есть естественные ограничения количества информации, которую мозг может обработать в течение дня. 

Именно поэтому меняется способ потребления информации — в условиях полной перегрузки мозгу гораздо легче работать с визуальными образами, чем с текстом.  Мы все больше склоняемся к инфографикам, видео, листиклам (статьи типа «десять причин составить список из десяти причин») вместо традиционного текста, требующего усилий от мозга. 

Кстати, популярность использования эмоджи объясняется тем же самым.  Нам гораздо легче считывать смайлики нежели буквы и слова.  Как результат, Оксфордский Словарь назвал «😂» словом года в 2015 году, а с 2013 г. начали публиковаться книги, состоящие полностью из эмоджи.  Первооткрывателем стала книга «Emoji Dick» (эмоджи перевод «Моби Дик» Германа Мелвилла).  За ней последовали и другие, например, работа китайского художника Xu Bing «Book from the Ground», над которой он работал семь лет (ее, кстати, можно заказать на Амазоне).

Xu Bing «Book from the Ground»

Мы как человеческий вид проходим через тектонические изменения, которые полностью меняют наше поведение, мышление и привычки.  Меняют в т. ч. каждого из нас.  Но, если с человечеством мы мало что можем поделать, то в отношении самих себя какая-то власть у нас есть. 

В зоне нашего контроля какой информацией мы загружаем ограниченный ресурс нашего мозга.  В зоне нашего контроля, как и когда мы потребляем информацию.  В зоне нашего контроля, что мы делаем с полученной информацией.  Коронавирус и весь поток контента, который обрушился на нас во время этого домашнего заключения, дают прекрасный повод подумать о месте информации в нашей жизни.  На эту тему я бы и хотел порассуждать в следующих заметках и поделиться инструментами/идеями, который открыл для себя.  Не переключайтесь и будьте здоровы!