Потребление контента — самый очевидный этап в цикле работы с информацией.  И хотя возможны ситуации, когда человек застревает на этапе постановки задач и выбора источников (например, знакомая многим ситуация, когда решив над чем мы хотим поработать и скрупулезно отобрав из списка сохраненных рекомендаций самые полезные книги, мы ставим их на полку и больше никогда не открываем), все-таки в большинстве случае цикл работы с информацией подразумевает непосредственное потребление этой самой информации.

Этап 3. Потребление контента
Залог успешного и эффективного потребления информации заключен в трех принципах: регулярность, фокус и осознанность.  

Про регулярность сказано много в самых разных контекстах: «великие дела делаются не единым порывом, а совокупностью малых дел», «лучше сорок раз по разу, чем один раз сорок раз», «как съесть слона? по кусочкам» и все в таком духе.  При работе с информацией этот принцип применим так же, как и везде — у мозга есть физические особенности, которые повышают эффективность при распределении потребления информации во времени (например, «Закон Йоста» о пользе повторений для эффективного запоминания). Кроме того, у мозга есть определенные ограничения на количество данных, которое он может эффективно воспринять и запомнить. Многим знакома закономерность «Магическое число семь плюс-минус два» также известное как «Кошелек Миллера», которое сравнивает нашу кратковременную память (которая по сути является буфером обмена при усваивании информации) с кошельком, в который можно положить от пяти до девяти элементов. Есть исследования, которые утверждают, что это число на самом деле равняется четырем или вообще одному. Именно поэтому стратегия «навалиться и прочитать все за раз» — не самая эффективная при освоении информации.

Фокус и осознанность — также универсальные принципы продуктивности, применимые практически к любому занятию.  С первого взгляда они могут показаться понятиями взаимозаменяемыми, но концептуально между ними есть важная разница.

Фокус — это, прежде всего, полная сосредоточенность на выполняемой работе — в нашем случае информации, которая потребляется.  Есть самые разные техники, которые помогают внедрить этот принцип (помодоро, deep work и даже выращивание виртуального леса), но принцип по сути один и тот же — начав дело, не отвлекайся на другие дела, пока задача не выполнена или не прошло установленное для этого время.

Осознанность же заключается в том, что ты понимаешь и помнишь, ради чего ты сейчас делаешь то, что делаешь — т. е. не отходишь от поставленной цели. В случае потребления информации такими целями могут быть: научиться новому, найти информацию или примеры, критически разобраться в вопросе или просто получить удовольствие.  Хорошая техника, которая помогает развить осознанность — это четкое определение для себя возможных ролей, с позиции или глазами которых вы воспринимаете потребляемую информацию, и включение соответствующего режима в конкретный момент времени. Для себя я выделил четыре возможных роли, дав им специальные названия (рыбак, критик, подмастерье и зритель) — об этих ролях в ближайшее время напишу более подробно.