«Если ты такой умный, то почему такой бедный», «Знания недостаточно, необходимо применение», «Знание — в действии» — все эти расхожие фразы о том, что, что во многих областях жизни знание само по себе не представляет большой ценности и уступает не только комбинации «знания плюс действия», но и просто действию. 

Финальный этап цикла работы с информацией заключается в применении полученной информации и трансформации знаний в навыки.  Вспоминая цитату Конфуция «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» этап внедрения отвечает за последнюю часть «Дай мне сделать — и я пойму».

Имплементация для большинства является самым тяжелым этапом цикла, потому что он требует не просто пассивного потребления информации (пассивно-активного в случае осознанного осмысления), а активного действия. Действия, которое подразумевает изменение текущего статуса, повседневных привычек и выхода из зоны комфорта (приевшееся выражение, которое на самом деле отражает глубокую идею, требующую серьезного переосмысления). 

Виды действий
В большинстве случаев практические идеи, достойные внедрения в нашу жизнь, можно разделить на три группы: регулярные проактивные действия, регулярные реактивно-проактивные действия и разовые действия.

Регулярные проактивные действия — это действия, выполнение которых предполагается с какой-то регулярностью и не требует ничего, кроме желания и воли, т. е. контекст для их совершения мы создаем сами (проактивно).

Например, из заметки про осмысление можно внедрить принцип сфокусированной глубокой работы, разделенной на временные блоки — для того, чтобы начать регулярно это делать достаточно желания.  Желания и правильно выстроенной системы внедрения привычек, чтобы добиться этого, не насилуя силу воли.

Регулярные реактивно-проактивные действия отличаются от проактивных действий тем, что контекст для совершения таких действий не зависит всецело от исполнителя и желаемое действие осуществляется (проактивно) как реакция на внешний контекст. Пример — навыки невербальной коммуникации, полноценное развитие которых возможно только в контексте взаимодействия с другими людьми.  Для этого типа действий ключевыми задачами является не просто выполнение действия (оно вторично), но, прежде всего, создание необходимого контекста.

Регулярные действия обоих типов — это привычки, являющиеся нашей второй натурой и обязательном атрибутом любых долгосрочных изменений.

В арсенале мозга привычка представляет собой, вероятно, наиболее действенный инструмент. Привычки настраивают мозг на работу в режиме автопилота. Если вы действительно хотите измениться, лучшее, что можно сделать, — это осознанно выбрать, какие привычки приобрести, а от каких избавиться.

«Принципы», Рэй Далио

Последней группой действий являются разовые действия — то, что нужно, «взять и сделать». Например, внедрить новую систему KPI или сформулировать принципы своей жизни и работы по образцу Рэя Далио.  Часто разовые действия подразумевают, что в дальнейшем потребуются поддерживающие их регулярные действия, поэтому они являются своего рода толчком, приводящим к необходимости внедрения регулярных действий. 

Временной аспект внедрения знаний
Помимо необходимости активного действия, другим ключевым отличием внедрения знаний от их получения является продолжительность действий во времени.  В отличие от потребления информации, действие требует либо (1) существенного количества времени, необходимого для его завершения, либо (2) существенного периода времени, в течение которого действие будет повторяться. 

Учитывая ограниченность доступного нам времени и физиологические особенности человека, ограничивающие единовременное количество изменений, которые мы можем внести в нашу жизнь (попытка одновременного внедрения 10 новых привычек завершится предсказуемым провалом), количество внедряемой информации будет существенно уступать количеству информации потребляемой.  Это естественно и в этом нет ничего плохого, но нужно обратить внимание на два момента: (1) сохранение (фиксация) потенциальных идей для дальнейшего внедрения, и (2) соотношение потребленной и внедренной информации.

Этап внедрения является логическим следствием этапа осмысления, когда мы выделяем для себя идеи того, что можно добавить или изменить в нашей жизни и работе. Чтобы эти идеи не ушли в небытие, необходимо систематизировать все возникшие/полученные инсайты и иметь общий список того, что стоит внедрить в жизнь.  

Имея такой список можно прийти к метрике, которая позволит отслеживать то, насколько активно внедряются полученные знания и действительно ли мы вносим практические изменения в нашу жизнь.   

Такой метрикой может быть коэффициент имплементации, который показывает соотношение реализованных идей/ идей в работе к общему количеству идей в списке.  Учитывая нелинейную связь между количеством возникающих идей и возможности их реализации, этот коэффициент имеет тенденцию к постоянному понижению.  Но сама скорость такого понижения может быть сигналом того, насколько возникает перевес в сторону потребления информации относительно ее использования и внедрения.  Наличие такого перевеса сигнализирует, что есть риск оказаться в ловушке потребления контента, о которой — в следующей статье.

Стоит добавить, что имплементация знаний подразумевает возникновение новых инсайтов и идей.  В этом процессе обязательно возникают новые вопросы и задачи, которые возвращают нас к первому этапу и перезапускают весь цикл работы с информацией. Цикл схлопывается словно свернувшийся в кольцо и поедающий себя за хвост дракон Уроборос, олицетворяющий цикличность человеческой природы (и вдохновивший Скриптонита на название одного из своих альбомов).