Минимизировать риски ловушки потребления контента, которой были посвящены последние две заметки, можно через активную работу на этапе внедрения знания, финальном этапе цикла работы с информацией.  Другой вариант, которому посвящена сегодняшняя статья, — это дополнить потребление информации процессом созидания.

Система человеческого взаимодействия устроена так, что каждый из нас создает ценность для окружающих его людей.  Мне нравится аналогия с банковским счетом, на котором вместо денег учитывается ценность, которую создает конкретный человек. Размер такого ценностного банковского счета различается от человека к человеку и в некоторых случаях он может составлять отрицательную величину — когда ценность, создаваемая отдельными людьми, дополняется параллельным разрушением ценности с их стороны, что в результате делает их деятельность для общества скорее вредной, чем полезной. Но независимо от конечного баланса на счету, в большинстве случаев по этому счету проходили не только списания, но и зачисления, что делает создание ценности, вне зависимости от осознанности этого процесса, естественным проявлением человеческой деятельности.  

Создание ценности в информационной плоскости может носить разную форму: это и отчет с рекомендациями, подготовленный для клиента консультантами; это и личный совет товарищу; это и книга или статья, нашедшая своего читателя; это практически любая полезная информация, которая потребляется человеком.  Создание контента — это естественное продолжение цикла потребления информации (без потребления невозможно последующее создание), которое не просто позволяет выйти за рамки цикла, но и усиливает этап осмысления.  В результате уменьшается зацикленность исключительно на потреблении и понижается риск потребления информации ради потребления информации. 

Как практически привнести ценность через создание контента? Поделиться интересной информацией с друзьями и тем, кому она может быть полезна — пересказав или просто сославшись на первоисточник.  Выступить в качестве спикера и рассказать то, что изучали и к каким выводам пришли.  Создать собственный курс с практическими инсайтами и историями из личного и профессионального опыта.  Написать текст, поделившись рассуждениями на интересную тему и имеющимися знаниями.

В психологии есть такое понятие как «Проклятие знания» (Curse of Knowledge), сформулированное в 1989 году представителями поведенческой экономики.  Заключается оно в том, что человек склонен считать, что другие люди обладают той же информацией, что и он сам.  «Проклятие знания» зачастую может останавливать от того, чтобы поделиться чем-то новым, ведь обладание этим знанием заставляет предположить, что это знание известно другим. Любопытно, что о похожем феномене за столетие до появления поведенческой экономики как науки писал Ницше.

Высшие натуры обладают особым масштабом ценностей. При этом они не замечают, что масштаб их представляет собою нечто особенное, а считают свою оценку явлений такою же, как и оценка у других людей… В большинстве случаев люди высшего пошиба думают, что их страсти – это те самые страсти, которые в скрытом состоянии можно встретить у каждого.

Фридрих Ницше, «Веселая наука»

У «Проклятия знания» есть и положительные стороны — оно предотвращает от озвучивания избитых истин и выступлений в роли продавца воздуха.  Но в большинстве случаев полученное знание не является трюизмом или общеизвестным фактом — ведь если образованный человек открыл для себя что-то новое, то значит, что еще четверть часа назад этого знания у него не было. Занятно, что это утверждение само по себе звучит как трюизм или ляпалиссиада — термин, означающий очевидное утверждение и имеющий свое происхождение от имени маркиза де Ла Палиса, в честь которого солдаты пели песню «За четверть часа до своей смерти он был еще жив» и чью эпитафию можно было прочесть как «если бы он не был мёртв, он бы всё ещё был жив».

Однако, у отсутствия знания пятнадцать минут назад все же есть смысловой подтекст — с высокой долей вероятности многие люди вокруг также не обладают этим знанием. У всех нас абсолютно разный профессиональный и личный опыт, разные источники информации, которыми мы пользовались и пользуемся в жизни, разные интересы.  В этом и заключается магия человеческого общения и обмена идеями — в результате такого взаимодействия каждый становится богаче.

Только всезнающий оракул (как и таксист, везущий вас из аэропорта) знает ответы на все вопросы из-за чего любая информация представляется ему банальной.  Эксперт ограничен только своей областью, в которой его не удивить.  Но дело в том, что нельзя быть экспертом во всем — природа знания носит рассеянный характер, то есть оно распределено между миллионами и миллиардами разных людей. 

Более того, нового знания как такового не существует (за исключением технических открытий естественных наук). Если задаться целью, то практически любую идею, озвученную сейчас, можно найти в античных трудах — но это не значит, что эти идеи нужно перестать озвучивать.  У Noize Mc в одной из его песен были следующие строки: «Информация эта сорняк, и новым идеям уже не прорасти, все это уже кто-то сказал до меня, и если это был ты, то ты тоже не первый — прости». За два тысячелетия до него древнеримский драматург Теренций писал «Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше».

Жизнь сводится к повторению одних и тех же уроков, совершению одних и тех же ошибок: из поколения в поколение, из эпохи в эпоху. Но красота идей и знания в том, что их объемы настолько велики, что каждый день нашей жизни может стать днем открытий. И мы можем поделиться этой красотой и помочь людям вокруг нас гораздо быстрее добраться до открытый, уже сделанных нами.

В конце концов, не каждый будет обращаться к первоисточникам, но каждому интересно и полезно узнать что-то новое.  Райан Холидей в одном из своих интервью вспоминает, как Ник Сабан, признаваемый многими величайшим тренером в истории студенческого американского футбола, был первым, кто задал ему вопрос во время публичной лекции. Холидей шутит, что навряд ли это было вызвано содержанием лекции — причиной был менталитет Ника Сабана, который и сделал его великим. Несмотря на огромный опыт и имеющиеся знания, он продолжает постоянно учиться и задавать вопросы, даже если вероятность того, что полученный ответ станет для него откровением, — один случай из ста. Почему бы не перенять этот подход не только в отношении получения новой информации, но и ее распространения и создания? Если удалось поделиться хотя бы одной идеей, которая стала полезна для других, то ценность уже создана.

В то же время всегда нужно помнить о здравом смысле.  «Проклятие знания» не отменяет того, что существуют прописные истины и обыкновенная банальщина, а также огромное количество людей, пытающихся продать очередную ерунду под вывеской философского камня. Если на 300 страниц текста можно найти всего одну ценную мысль, то значит 299 страниц написаны зря.  Создание информации не должно существовать исключительно ради создания информации (или ее продажи).  Нужно постоянно улучшать создаваемый контент, развивая здравый смысл и критически оценивая несет ли информация какую-то ценность — достичь этого поможет метод проб и ошибок, дающий нам обратную связь. Ну и конечно к созданию контента применимы требования, предъявляемые к любой работе — фокус на качестве, искренность и честность, прежде всего, перед самим собой.