Ловушка потребления контента, знакомая многим из нас, создает иллюзию, что, потребляя контент, мы развиваемся и становимся лучше. Эта иллюзия загоняет нас в колесо информационного потребления, в котором мы начинаем безостановочно бежать за образом нашего лучшего и идеального «я». Образа недостижимого до тех пор, пока мы находимся в этом колесе.

Причины, почему мы оказываемся в этой ловушке, могут скрываться на каждом из этапов цикла работы с информацией. В действительности ловушка потребления контента объединяет в себе все неэффективности, которые возможны на протяжении всего цикла. Отсутствие постановки цели в самом начале, случайный или непродуманный выбор источника, недостаток осознанности и фокуса при потреблении, незамедлительный переход от одного источника к другому без какой-либо паузы на то, чтобы переварить полученную информацию, перекос в сторону получения знаний, а не развития навыков — все это как по отдельности, так и вместе, приводит к тому, что ты вроде занимаешься чем-то полезным, но на самом деле эти действия никак не приближают тебя к твоим целям, а эффективность погружается все глубже и глубже на дно.

Потребление информации — самый простой и убедительный способ быть занятым чем-то, но в нашей жизни гораздо важнее быть результативным, чем просто занятым. Американский эссеист Генри Торо в одном из своих писем заметил, что «Быть занятым недостаточно: таковыми бывают и муравьи. Вопрос в том, чем ты занят».

Быть занятым не всегда означает реально работать. Объектом всей работы является либо создание, либо какое-то достижение, и всему этому должны предшествовать обдумывание, системность, планирование, исследование и искреннее намерение, а также кропотливый труд. Когда вы тратите на что-то время, это еще не значит, что вы работаете.

Томас Эдисон

Артур Шопенгауэр известен своим критическим отношением к чтению книг, которое он изящно и подробно изложил в эссе «О самостоятельном мышлении». Шопенгауэр считал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, но и вредно, ведь читатель перестает самостоятельно мыслить и исключительно заимствует чужие мысли: «Чтение есть простой суррогат собственного мышления. Не следует читать слишком много, дабы наш ум не привыкал к суррогату и не отучался тем от собственного мышления». Занятно, что сам Шопенгауэр имел обширную библиотеку, а любой цитирующий Шопенгауэра, согласно цитируемому источнику, заменяет собственное мышление суррогатом, ссылаясь на авторитетов.

Тем не менее, чтобы занимать позицию о неприятии потребления информации нужно иметь интеллектуальный фундамент, которым обладал Шопенгауэр («будь как… Шопенгауэр») и который позволяет приходить к умозаключениям и действиям с ограниченным доступом к внешней информации. Этот фундамент, прежде всего, нужно сначала построить и на многих жизненных этапах потребление правильной информации является ключом и залогом будущего успеха и интеллектуального здоровья.

Однако ловушка, в которую попадают многие, кто уже проинвестировал достаточно в потребление правильной и полезной информации, построив тем самым надежный фундамент, состоит в том, что для них масштабная стройка никогда не прекращается. Они продолжают жить в прежней парадигме необходимости постоянной стройки, не осознавая, что косметический ремонт отдельных помещений не требует такого же количества ресурсов как возведение целого здания. Польза от этого процесса носит нелинейный характер и в какой-то момент потребление информации может попасть под действие закона убывающей полезности.

Ловушка потребления информации особенно опасна в отношении практического прикладного контента, который учит тому, как развивать конкретный навык. Прочтение одной статьи по менеджменту и имплементация идей из этой статьи сделают читателя гораздо лучшим менеджером, чем доскональное изучение лучших ста книг по менеджменту без внедрения изменений в свои рабочие привычки. Чрезмерное потребление контента приводит к тому, что вы находитесь в опасной ловушке, когда создается иллюзия, что потребление информации помогает развиваться как менеджеру и вы находитесь на правильном пути. Но это не так.

Другая проблема заключается в том, что информация часто потребляется «на будущее» — мы верим, что когда в будущем произойдет то, о чем мы прочитали или прошли тренинг, мы встретим этот момент подготовленными во всеоружии и с высоко поднятой головой. К сожалению, обычно это так не работает, как минимум, по двум причинам:

  1. мы успеваем забыть полученную когда-то информацию,
  2. в момент потребления информации мы не были готовы к ее потреблению: у нас отсутствовала проблема, которую нужно решить, не было контекста, через который мы бы воспринимали полученную информацию, наше сознание находилось в спящем режиме, а не режиме боевой готовности.

Единственное преимущество потребления «на будущее» в том, что появляется понимание, к какому источнику нужно вернуться, чтобы узнать, как справиться с возникшей задачей. Но правильно выстроенная система выбора источников и сохранения рекомендаций позволяет получить это понимание без необходимости тратить время на первоначальное потребление данного контента

Выход из ловушки
Как же бороться с ловушкой потребления информации? Внимательная и осознанная работа с каждым этапом цикла работы с информацией позволит понять, когда и куда пора вносить коррективы.

Особое внимание нужно уделить первому этапу цикла, на котором формулируются задача и цель потребления информации, и финальным этапам осмысления и практической реализации. Если с этапами осмысления и внедрения знаний в целом все достаточно ясно, то при постановке задачи может возникнуть следующий вопрос: какую именно задачу выбрать?

Как правило, в каждый конкретный момент времени перед нам стоит огромное количество задач и проблема в том, как сделать правильный выбор. В случае бизнеса такими задачами могут быть отношения с поставщиками, рекламные кампании, найм сотрудников, повышение качества обслуживания клиентов и много другое. В случае личностного развития это может быть управление временем, здоровый образ жизни, духовное развитие, навыки общения и коммуникации. Но человеческое внимание очень ограничено и одновременное фокусирование на развитии нескольких компетенций сильно понижает эффективность внедрения изменений. Поэтому, выбор задачи над которой предстоит работа и для решения которой потребуется работа с новой информацией, должен быть сделан с четким пониманием того, что именно в настоящий момент окажет максимальный эффект на жизнь или бизнес. Получить такое понимание поможет теория ограничений, разработанная Элияху Голдраттом и подробно изложенная в его производственном романе «Цель».

Любая система имеет ограничение, которое заключается в самом слабом звене (процессе) этой системы — так называемом «узком месте» или «бутылочным горлышком». Причем в системе по определению может быть только одно «узкое место», которое больше всего препятствует достижению поставленной цели. Соответственно, алгоритм достаточно прост: поставить цель, выявить слабое звено и начать работу над устранением этого звена. Именно эта работа над устранением «узкого места» и становится конкретной задачей, информацию для решения которой нужно найти и проработать. Понимание того, какой конкретно вызов предстоит решить, делает процесс поиска, потребления и использования информации гораздо более актуальным и эффективным.

«Важно делать правильные вещи, а не делать вещи правильно», — писал Питер Друкер. Такой подход помогает избегать попадания в ловушку потребления контента, но ее многогранный характер таит в себе и другие опасности, о которых — в следующей статье.