В корпоративном английском языке популярно выражение «wearing different hats» — оно используется для описания работы, требующей выполнения разных функций и обязанностей, для обозначения каждой из которых используется символичное значение шляпы.  Из этой фразы берет свое происхождение название известного приема мышления «Шесть шляп», разработанного Эдвардом де Боно, мальтийским психологом и автором термина «латеральное мышление».  Идея шести шляп заключается в том, что на любую проблему можно посмотреть совершенно разным взглядом, каждый из которых символизирует одну из шести шляп (управление процессом мышления, анализ информации и фактов, эмоции и чувства, критические суждения, оптимистичность и креативность).  Возникла какая-то задача — начни думать о ней, шаг за шагом примеряя и меняя каждую из шляп.  В результате получишь комплексное видение проблемы и, наверняка, несколько креативных путей ее решения.

Мне очень нравится аналогия ящика инструментов — набора, состоящего из нескольких элементов, каждый из которых ты можешь использовать при решении конкретной проблемы (в случае приема Эдварда де Боно этими инструментами являются шляпы).  И иногда приходится попробовать несколько инструментов, прежде чем поймешь, какой из них сработает максимально эффективно.  Причем инструмент, который ты вытаскиваешь из ящика влияет и на твою роль в процессе.  Поэтому, чем больше инструментов в нашем арсенале, тем больше ролей мы можем играть не только при решении проблем, но и в жизни в целом.  Практически любая книга о продуктивности содержит идею о том, что в нашей жизни мы играем несколько ролей и полноценное эффективное переключение между ними — залог успеха и продуктивности.  Но сегодня я бы хотел вернуться к теме работы с информацией, которой была посвящена серия заметок и в одной из которых я обещал рассказать об использовании различных ролей при потреблении информации.

Потребление информации, неважно в каком виде (посещение лекции, просмотр видео на ютубе/подкаста, чтение книги/статьи), во многом зависит от целей, которые мы ставим перед началом работы и эти цели напрямую влияют на то, как мы будем потреблять информацию.  В зависимости от стоящей перед нами задачи мы можем выбрать одну из четырех ролей: рыбак, критик, подмастерье или зритель.  Каждая из этих ролей соответствует определенной цели при работе с информацией, о которых ниже.  

Рыбак
Представьте рыбака, дрейфующего на волнах океана.  Его единственная цель здесь и сейчас — поймать как можно больше рыбы.  Его не волнует, как устроен океан или происхождение водных хордовых биологических видов.  Все, что ему нужно — выудить как можно больше рыбы.  В момент ловли он полностью сосредоточен на самом процессе и в этот момент его не так сильно интересует последующая цель (накормить семью, продать улов на рыбном рынке или выпустить ее обратно в море, если он рыбачит исключительно из спортивного интереса).

При потреблении информации мы тоже можем стать такими рыбаками — главное понять, что именно станет для нас уловом.  Роль рыбы может выполнять все, что угодно: любопытные факты или истории, коммуникационные приемы, используемые в тексте или выступлении, интересные цифры или статистика, ссылки на исследования или книги, концепции или научные гипотезы/теории.  Каждый может использовать выловленную информацию в своих целях (например, добавить интересные истории в свою коллекцию и рассказывать их друзьям или использовать в статьях и выступлениях), но без осознанного переключения на режим рыбака бывает достаточно сложно что-то выудить из бесконечно глубокого океана информации. 

Критик
Потребляя информацию мы зачастую неосознанно воспринимаем ее как истину в последней инстанции, особенно, если источник этой информации разделяет наши убеждения и вызывает у нас доверие по каким-то причинам (объективным, как например, впечатляющий и подтвержденный послужной список, или субъективным, таким как личная симпатия).  В то же время все мы люди и каждый из нас подвержен как банальным ошибкам, так и более сложным когнитивным заблуждениям, которые влияют на мнения и суждения, высказываемые в книгах, выступлениях и беседах.

Задача критика — попробовать оспорить выводы и мысли очного или заочного оппонента, оценить допущения из которых исходит автор и разобраться, выдерживают ли эти суждения натиск контраргументов. Включать роль критика важно, чтобы переключиться из режима пассивного восприятия информации в активный процесс внутреннего обсуждения и мыслительного спора, цель которого в том, чтобы приблизиться к истине. Настоящий критик — это всегда скептик, а скептицизм — двигатель прогресса и основополагающий принцип науки и познания мира.

Подмастерье
Это наиболее знакомая роль, используемая многими по умолчанию при потреблении информации.  Цель подмастерья — научиться ремеслу, освоить новые концепции, которые можно применить в жизни, услышать истину и получить совет как жить.  Наиболее применимая сфера для использования роли подмастерья — это потребление информации практического прикладного характера, как правило, прямо или косвенно связанную с естественными науками (руководство по устройству автомобиля, учебник математики).  Мы также невольно включаем роль подмастерья, когда начинаем осваивать новую для нас сферу знаний, особенно, если предыдущий опыт слабо применим к предмету изучения или опыта нет совсем.

В роли подмастерья самой по себе нет ничего плохого — плохое начинается тогда, когда эта роль является единственной моделью поведения, а наш внутренний критик не оценивает полученную информацию хотя бы время от времени.  При этом оценка критика может быть осуществлена и в ретроспективе — особенно, когда мы уже набрали достаточно опыта и знаний, чтобы поставить под сомнение то, чему были научены первоначально. 

Зритель
Зритель находится в процессе — процессе наблюдения и наслаждения тем, что он видит и какие от этого испытывает эмоции.  Вспомните как ребенком вы ходили в зоопарк (хотя необязательно ребенком) — сам процесс наблюдения за животными является источником искренней радости.  Большинство любителей спорта ходят на стадионы не для того, чтобы оценить тактические построения и глубокий замысел комбинаций — сам процесс наблюдения за соревнующимися спортсменами и командами приносит им удовольствие.  То же самое применимо к театру, кино или художественной литературе.  Нам необязательно получать какую-то практическую ценность от потребления такого контента — иногда достаточно просто погрузиться в поток и наслаждаться самим процессом.

Роль зрителя применима, прежде всего, к тому, что называется искусством — кино, спектакли, музыка, художественная литература.  Но иногда мы склоны включать роль зрителя и при потреблении информации, имеющей более прикладной характер, что приводит к попаданию в ловушку потребления инфомрации (например, когда ставится цель прочитать N количество бизнес-книг, а не внедрить N количество идей в свой бизнес независимо от количества источников этих идей).  В таких ситуациях нужно понимать, что мы действуем в режиме зрителя и нужно переключиться на другую роль.  Хотя иногда переключиться в другой режим полезно и при потреблении произведений искусства.  Например, выудить и использовать в будущем красивую метафору из художественного текста, покритиковать действия главного героя фильма и подумать, как бы ты мог поступить на его месте, или поучиться навыкам эффективной коммуникации у театральных артистов.

Четыре роли играть гораздо легче, чем пятнадцать

Все эти роли занимают разное положение по отношению к автору и источнику информации.  Рыбак — сторонний наблюдатель, вылавливающай отдельные куски информации для собственных целей. Критик и подмастерье находятся на вертикальном уровне: критик по умолчанию ставит под сомнение мнение автора и критикует его суждения с позиции силы, в то время как для подмастерья автор является авторитетом, чьи позиции истинны и неоспоримы.   Зритель же присутствует на том же горизонтальном уровне, что и потребляемый им контент — входя в состояния потока в своем сознании, он сам становится частью потребляемого им контента.

Для эффективного и полноценного потребления информации нужно регулярно двигаться в системе координат восприятия контента — причем не только вертикально в ролях критика/подмастерья и горизонтально в роли зрителя, но и иногда выходя за пределы этой системы координат, становясь рыбаком.  Осознавание роли, в который вы находитесь в конкретный момент, и понимание, что существуют и другие возможные роли, помогут сделать процесс потребления информации не только более системным, но и существенно повысят коэффициент полезного действия.  Поэтому в следующий раз перед чтением книги или просмотра фильма не забудьте взять несколько разных костюмов, ну или хотя бы шляп.