Пролью немного света на то, что за зверь такой этот «Верблюд-Стоик» и откуда он вообще взялся.

За несколько дней до моего возвращения к ведению блога я наткнулся на интересную концепцию Алекса Лазарофа, венчурного инвестора из Кремниевой Долины.  В своей книге «Out-Innovate» Алекс развивает идею, что предпринимательская среда Долины настолько уникальна и живет в своем собственном мире, что принятый там свод правил совсем не применим к стартапам из других городов и стран.  И если в Сан-Франциско тысячи предпринимателей и венчурных инвесторов пытаются вырастить из стартапов компании-единорогов (название для стартапов, оценка которых превышает миллиард долларов), то за пределами Долины нужно ориентироваться совсем на другое (действительно существующее) создание — верблюда.

Верблюд символизирует собой жесткую реальность настоящего мира, в который попадают стартапы.  Отсутствие жизненно необходимых ресурсов, безжалостно палящее солнце днем и леденящие заморозки ночью, пустынные равнины, долгие мучительные передвижения из пункта А в пункт Б, за которым сразу же идет следующий марш-бросок в пункт В.  Одним словом, постоянная борьба за жизнь и с окружающим тебя обстоятельствами — то, что Сенека называл «vivere militare est» или «жить — значит бороться». И это все в противовес радужным и ярким пейзажам, по которым скачут мифические единороги.

Мне эта аналогия настолько запала в душу, что в какой-то момент меня осенило, что верблюд — это истинное олицетворение философии стоицизма! Один из классиков стоицизма Эпиктет писал, что «есть три вопроса, в которых следует упражняться на деле тому, кто намерен стать добродетельным человеком».  Эти вопросы часто называют тремя дисциплинами стоицизма: дисциплина желания, дисциплина действия и дисциплина согласия.  

Дисциплина желания (стоическое принятие) заключается в том, что очень многое в жизни находится за пределами нашего контроля и, соответственно, доступности желаний. Как результат, наше отношение к желаниям должно отражать это обстоятельство.  Верблюд не переживает по поводу тех экстремальных природных условиях, в которых он вынужден жить — он стоически принимает их.  Верблюд известен своей силой, выносливостью, трудоспособностью, стойкостью и переносимостью боли — теми атрибутами, которые необходимы каждому из нас, чтобы действовать и двигаться к достижению поставленных целей.   

Дисциплина согласия (стоическая осознанность) определяет то, как мы реагируем на жизненные ситуации — опровергая или соглашаясь с ними, руководствуясь логическими рассуждениями.  При этом достаточно часто мы отказываемся принимать объективные факты, которые влияют на наши решения и восприятие ситуации.  Верблюд может быть и не слишком много логически рассуждает об окружающем его мире, но он однозначно не отрицает и принимает объективные факты жестокой реальности вокруг него.

Дисциплина действия (стоическая филантропия) связана с соответствием поведения добродетелям и этическим стандартам. Верблюды известны своей работоспособностью и постоянной готовностью быть верным и надежным помощником человеку в самых тяжелых условиях. Какие добродетели и этические стандарты можно еще требовать от животного?

Неравнодушие к предпринимателям, ежедневно борющихся за реализацию своих идей, меняющих мир, и философии стоицизма, дающей крепкий идеологический фундамент, чтобы пройти через любые сложности на пути к достижению целей и осмысленной жизни, дало непреодолимое желание почтить это могучее животное и посвятить ему название этого блога. Блога, начатого во время пандемии и экономического кризиса, когда идеи стоицизма и образ верблюда-стоика как никогда актуальны, чтобы с достоинством и честью выдержать весь этот жизненный хаос, происходящий вокруг.