Сенека в письме к Луцилию писал, что «Не приносит пользы и ничего не дает телу пища, если ее извергают, едва проглотивши. Даже самое полезное не приносит пользы на лету».  Невозможно эффективно работать с информацией, если вся работа заключается исключительно в ее потреблении — эффективный подход предполагает наличие этапа, в течение которого происходит анализ и осмысление полученных знаний и контента. 

Этап 4. Осмысление
Природа человеческого мозга такова, что вне зависимости от осознанности процесса, потребляемая информация проходит через стадию восприятия и осмысления.  Однако, если такое осмысление происходит неосознанно, и мы не контролируем процесс, то в сухом остатке останется гораздо меньше полезного, чем можно было бы получить из этой информации.

Известная цитата Конфуция «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» в данном контексте преобразуется в «Покажи себе то, что ты узнал — и ты запомнишь».  Упомянутый в предыдущей заметке «Закон Йоста» устанавливает необходимость повторений и возвращения к предмету изучения для эффективного запоминания. Но основная цель этапа осмысления заключается не столько в запоминании, сколько в продумывании, что делать с полученной информацией, как встроить ее в систему уже имеющихся знаний и какое практическое применение можно подчерпнуть для себя.

Из прикладных инструментов, используемых на данном этапе цикла, я выбрал для себя следующие:

Паузы между действиями
После каждого случая потребления информации (чтение, прослушивание лекции или подкаста, просмотр видео) делается небольшая пауза для того, чтобы, не переключаясь сразу же на другое действие, осмыслить случившийся опыт и оценить полученные идеи. 

Система хранения
По итогам такого размышления в идеале стоит сделать заметку, чтобы зафиксировать полученные инсайты. Лично я предпочитаю делать это в электронном виде, чтобы оптимизировать дальнейший поиск и структурирование всех заметок (использую Evernote, но в последнее время слышал много положительных отзывов о Notion), но даже в 2020-ом году есть сторонники бумажного подхода (например, популярный автор Райан Холидей, который подробно рассказывает об используемой им системе в своем блоге).

Правило трех
При осмыслении контента я использую «Правило трех» — стараюсь из каждой условной единицы потребленной информации (статья/эпизод подкаста/ видео) выхватить, как минимум, три инсайта.  Если заставлять себя это делать, то повышается эффективность на этапе потребления и увеличивается сфокусированность на воспринимаемой информации, что помогает выхватить из нее что-нибудь полезное. 

Работа с книгами
При чтении книг помимо фиксации инсайтов (что, кстати, очень удобно делать на Kindle, выделяя все нужные тебе цитаты и потом, выгружая их в один сводный текстовый файл) в «Правило трех» вносятся небольшие дополнения. По итогам чтения выделяются три ключевых идеи, которыми можно было бы поделиться в случае вопроса «о чем книга», и три идеи того, что можно/нужно изменить в жизни на основании прочитанного.  Если есть свободное время, то можно пройтись по выделенным инсайтам из книги и рассортировать их по заметкам (цитаты, интересные факты и истории, рекомендации).

Мнемоника
Часто мы потребляем информацию, когда нет возможности зафиксировать идею сразу же и с высокой долей вероятности мы (по крайней мере, я) забываем, что именно мы хотели запомнить.  «Правило трех» позволяет частично бороться с этой проблемой. 

Другой прием, который я пытаюсь внедрить и применять, это старая добрая мнемоническая техника, которую использовали еще древнеримские ораторы — «дворцы памяти» (aka «Метод Цицерона» или «Римская комната»).  Суть в том, что нужно определить для себя какое-то хорошо знакомое помещение, которые ты используешь как «временное хранилище данных» и, когда во время потребления информации ты встречаешь инсайт, который хотелось бы в дальнейшем зафиксировать, то визуализируй этот инсайт через какой-то образ и помести в свое «хранилище».  Потом, добравшись до ручки или клавиатуры, можно пройтись по «хранилищу» и перенести все «разложенные» там инсайты на бумагу, очистив «хранилище» и подготовив его для следующей порции информации.  Сложность заключается в том, что зачастую инсайты носят достаточно абстрактный характер, но опыт и ассоциативное мышление должно помочь решить эту проблему.

В результате осмысления появляются либо новые вопросы и новые потребности, для удовлетворения которых мы возвращаемся к первому этапу и перезапускаем цикл, либо конкретные идеи того, что стоит добавить или изменить в нашей жизни — тогда мы переходим к последнему этапу цикла, которому будет посвящена следующая статья. 

Ну а эту заметку хотелось бы завершить другой цитатой Сенеки о том, что, если не всю, то хотя бы какую-то потребленную информацию, нужно обработать и осмыслить: «Каждый день запасай что-нибудь против бедности, против смерти, против всякой другой напасти и, пробежав многое, выбери одно, что можешь переварить сегодня. Я и сам так делаю: из многого прочитанного что-нибудь одно запоминаю».